Психосоматический компонент сегодня является основным при постановке диагноза часто или систематически болеющим детям. Почему? Потому что врачи всех специальностей безрезультатно пытались лечить ЖКТ, легкие, кожу, но в итоге ответ на проблему дали психологи.
Что такое психосоматика?
Психосоматика – это реакция тела на психологический дискомфорт. Проще говоря, утверждение «все болезни от нервов» , справедливо для всех, в том числе для детей. Реакция организма на внешний раздражитель может выражаться в симптомах различных заболеваний. Отличие их состоит в том, что психосоматические болезни лечатся тяжело или не лечатся совсем.
Педиатры часто не справляются с поставленными задачами. Специалисты разводят руками и назначают новые препараты. Однако болезнь не отступает или дает передышку ненадолго. Это и есть первый признак того, что природа расстройства – не инфекция или вирус, а психосоматический компонент.
В отношении детей взрослым сложнее признавать этот подход. Ведь все проблемы ребенка – это вина его родителей. Психосоматические проявления в детском возрасте – сигнал о том, что малыш испытывает психологический дискомфорт, не может найти общий язык с мамой и папой или страдает от проблем в их отношениях.
Например, младенцы тонко чувствуют эмоциональное состояние матери. Поэтому любой стресс для нее отражается на настроении ребенка. Дети, ставшие свидетелями ссоры родителей, плохо спят.
Кроме того, есть зарегистрированные случаи, когда после перенесенной психологической травмы у детей развивалась аллергия. Частые болезни могут также говорить о том, что ребенку не хватает внимания родителей. Так, у знакомой пары девочка страдала аллергией в течение первых шести лет жизни. Но одна поездка в санаторий с матерью стала для нее исцеляющим фактором.
Итак, психосоматика – это устойчивая реакция тела на стресс. Под влиянием травмирующей ситуации организм начинает подавать сигналы об имеющихся нарушениях. Их нужно вовремя распознать, и устранить причину.
Что следует знать о психосоматических причинах болезни у ребенка?
- Не все заболевания имеют психосоматическую природу.
- Обращение к психологу не отменяет традиционное лечение, а становится дополнением к нему.
- Если появились симптомы, и вы уверены в наличии психосоматики, значит, ребенок не может выразить свое состояние словами.
Помните, что малыши учатся коммуникациям на примере родителей и через них. То есть, дети настолько могут выражать свои мысли и эмоции, насколько мама и папа им позволяют. Задача родителей с первого года жизни развивать эмоциональный интеллект ребенка, его способность и готовность говорить о своих переживаниях, понимать свои эмоции и управлять ими. Для этого есть специальные игры и литература. Даже привычные сказки и детские книги можно адаптировать для повышения уровня EQ.
- Детские болезни, не имеющие психологического спускового крючка, ограничиваются небольшим списком. Это травмы и возникшие на их фоне поражения органов, инфекции, аномалии развития, расстройства пищеварения, вызванные неправильными пищевыми привычками.
Почти 80 % всех заболеваний у детей имеют психогенную природу.
Для начала важно заметить первые симптомы. Тревожные сигналы нужно распознать и определить их источник. Родителям следует задаваться вопросом: «Что могло привести к такой реакции?». Какое-то неприятное или травмирующее событие, смена обстановки или жизненного уклада, поход в садик, рождение второго ребенка и так далее.
- Помните, что проявление излишней заботы во время болезни может стать для ребенка положительным закрепителем поведения. Конечно, за малышом нужно ухаживать. Однако следует также дать ему понять, что болеть не выгодно. Разговаривайте с ребенком о том, чего он лишен из-за простуды или другого недуга. Рассказывайте, что вы будете делать, когда он поправится. Например, как вы пойдете в парк кататься на велосипеде.
- Не забывайте исполнять обещанное и уделять ребенку достаточно времени. Здоровый малыш должен понимать, что преимуществ у его состояния больше. Например, папа ходит с ним кататься на роликах. Если ребенок болеет, значит, ему не хватает внимания. Следовательно, родителям стоит больше проводить времени вместе с малышом.
- Терапия сказками. Если состояние вашего чада обусловлено внешними факторами, например, ссорой с другом или неудачей в спорте, можно придумать сказку и вместе ее рассказать. Задавайте ребенку открытые вопросы, например, «как ты думаешь, что было дальше?» или «как поступит этот герой?». Так вы сможете выяснить, что случилось и помочь ребенку найти выход из ситуации. Терапевтические сказки полезны для развития эмоционального интеллекта.
Если вы заметили у ребенка симптомы болезни и предполагаете их психогенную природу, обратитесь к детскому психологу. Также следует посетить участкового педиатра и получить диагноз и назначение. Не стоит сразу пичкать ребенка таблетками. Проконсультируйтесь с психотерапевтом, а затем принимайте решение о допустимом методе лечения.
Дорогие друзья, если у вас есть вопросы или интересующие вас темы, прошу вас оставить комментарий под статьей. Ваше мнение очень важно!
Всем добра и счастливых детей!