Раннее развитие ребенка: хорошо или плохо?

Раннее развитие ребенка: хорошо или плохо?Методики раннего развития детей заполонили умы и помыслы молодых мам. Сегодня все стремятся сделать из своего ребенка гения. Заставить говорить с пеленок, ходить с четырех месяцев, читать с десяти, выучить английский алфавит к полутора годам.

В этой погоне за гениальностью и ощущением «мы лучше других» родители совершенно забывают о важных аспектах раннего развития. Точнее об особенностях развития детей раннего возраста.

Поговорим открыто о плюсах и минусах погони за совершенством.

Методики раннего развития детей: обзор

Каждый родитель, озабоченный будущим своего чада, изучает этот вопрос. Сегодня существует множество комплексных упражнений для самостоятельных занятий с малышом и еще несколько сотен кружков и дополнительных занятий для детей от года. Для начала рассмотрим основные системы раннего развития, разработанные психологами и педагогами прошлых поколений.

Методика Марии Монтессори

Ребенок Монтессори – это свободная от ограничений личность. Развитие детей по данной методике предполагает самостоятельный выбор занятий. Здесь нет определенного времени для игр и нет обязательных заданий. Рабочая площадь делится на несколько зон, каждая из которых развивает определенные навыки. Ребенок сам находит для себя интересное. Философия метода: «помоги мне сделать самому».

Для этого требуется оборудование комнату монтессори-материалами. Обычно это красочные обучающие игрушки из дерева и других приятных на ощупь материалов. Все они находятся в свободном доступе для малыша.

Занятия по системе Монтессори можно начинать с 1 года. До трех лет дети обучаются вместе с родителями. С трех до шести лет – самостоятельно.

Интересный факт! Именно Мария Монтессори ввела понятие «сенситивный возраст». Это возраст, когда ребенок наиболее расположен к освоению определенного навыка. Если пропустить момент, ребенок все равно научиться, но с большими затратами.

Преимущества: большой выбор материалов  для познания окружающего мира, освоения понятий формы, цвета, структуры.

Недостатки: подходит только вдумчивым детям, способным подолгу изучать один предмет. В методике отсутствует спонтанность, нет места ролевым играм.

Кубики Зайцева

Метод обучения чтению с двух лет. Используются кубики, таблицы и музыкальные материалы, под которые ребенок пропевает слоги. Метод Зайцева также позволяет освоить числа, сложные математические действия, в том числе работу с дробями, дородные знаки и каллиграфию. Занятия в группе начинают с 4-5 лет. Для самостоятельного обучения нет ограничений.

Преимущества: помогает детям с аутизмом и психоневрологическими нарушениями освоить чтение. Музыкальные упражнения улучшают речь здоровых ребят и расширяют их словарный запас.

Недостатки: по мнению специалистов, оптимальный возраст для обучения чтению – 5-6 лет. Дети, наученные читать по Зайцеву, не могут разобрать слово по составу, плохо справляются с фонетическим разбором в школе.

К прочтению:  Баловать или воспитывать характер: что говорят психологи?

Еще один интересный факт (на основе статистики и данных филологических исследований).  Сегодня все чаще встречается проблема «не читающих» детей. Специалисты в области филологии уверены, что это прямое следствие раннего обучения. В возрасте до шести лет у ребенка отсутствует понятийно-смысловой аппарат. Обучение чтению несет исключительно механический характер. Таким образом, дети учатся повторять слова, не понимая их значения. В будущем это приводит к отсутствию интереса к книгам и литературе. Может также стать причиной отставания в школе.

Вальдорфская школа

Этот метод радикально отличается от всех систем раннего обучения детей. Здесь упор делают на развитие личности. Вальдорфская школа – это занятия музыкой, рисованием, гончарным делом, вышиванием и прочим рукоделием. Часто в садах есть живой уголок, где дети учатся ухаживать за братьями меньшими. В таких группах основное внимание уделяют психологическому состоянию ребенка и не допускают интеллектуального развития до крайне позднего возраста. Ребят не «расселяют» по возрасту. Практикуется смешанное обучение.

Метод раннего развития Глена Домана

Нашумевшая система раннего развития детей от известного нейрохирурга Глена Домана подразумевает использование карточек с названием предметов. Изначально метод был рассчитан на детей с поражением центральной нервной системы. Позже врач предложил развивать здоровых малышей. Глен Доман написал не одну книгу по теме. Его метод предполагает последовательное обучение раннему ползанию, ходьбе, физическое совершенствование, затем интеллектуальные занятия.

Преимущества: идеально подходит детям с поражением ЦНС.

Недостатки: большой объем материала может привести к нервному срыву у ребенка. И снова возникает отсутствие понятийно-смыслового набора. Дети не получают знаний об объектах, а лишь заучивают слова. При этом встречаются случаи, когда ребенок не узнает аналогичный предмет/животное в быту.

Система развития Никитиных

Набор спортивных и развивающих упражнений. Их порядок и способ выполнения объяснять ребенку нельзя. Если он не может что-то сделать, предлагается подождать, пока он подрастет.

Метод способствует физическому развитию и закаливанию, однако совершенно не включает интеллектуальной составляющей. Нет упражнений для развития речи.

Почему раннее развитие детей нам нравится?

  • Мы готовим свое чадо к такому сложному взрослому миру. Нам кажется, что чем больше мы сможем поместить в его маленькую головку, тем проще ему будет дальше.
  • Раннее обучение позволяет нам блеснуть перед знакомыми удивительными навыками ребенка, показать насколько он развит и умен. К тому же, нам льстит слоган любого кружка «мы сделаем из вашего ребенка гения».
  • Мы искренне верим, что поступаем правильно. Мы считаем, что нашему ребенку будет лучше, если он проведет за домашними занятиями больше времени.
  • Отдавая малыша в кружок, мы считаем, что социализация ему на пользу. Чем больше кружков, тем лучше. Ребенок должен быть занят!
К прочтению:  10 советов здорового питания

Раннее развитие ребенка: хорошо или плохо?

Чем опасно раннее развитие детей до трех лет?

Сегодня педагоги и психологи в один голос выступают против раннего обучения детей. Во многом, такие системы рассчитаны на ребят с определенными заболеваниями. Частой проблемой «через чур развитых детей» становятся нервные срывы и вытекающие их них психосоматические расстройства.

Нужно ли раннее развитие вашему ребенку, если:

  • оптимальной «компанией» для малышей до трех лет являются родители. Социализация детям младшего возраста не нужна,
  • только последовательное освоение определенных навыков является путем к гармоничному развитию ребенка,
  • познание мира через карточки и другие наглядные пособия не заменяет активное изучение окружающих предметов. Вместо того чтобы показывать ребенку собаку на картинке, заведите щенка и научите малыша заботиться о нем, как о своем друге.

Никакое обучение не должно быть в ущерб потребности в свежем воздухе и активности. Занятия с карточками могут подождать, пока вы вернетесь с прогулки.

Раннее развитие ребенка: хорошо или плохо?

Что говорят специалисты?

  • Лучшее времяпрепровождение для ребенка – это занятия с мамой. Никакие кружки этого не заменят. Не обязательно каждый день выдумывать что-то новое, главное, чтобы вам было интересно.
  • Любые занятия должны проходить в игровой форме. При этом не допускается опережение «возрастных» ступеней.
  • Главным и единственным критерием рационального развития ребенка является его умение играть в ролевые игры самостоятельно. Чем сложнее и продолжительнее такая игра, тем лучше развит малыш,
  • Любое развитие должно быть своевременным. Это значит, что родители должны ориентироваться на состояние своего малыша, а не на среднестатистические данные. При этом вы можете выбирать метод раннего обучения, подходящий вам.
  • Ребенку дошкольного возраста НЕ НУЖНО быть все время занятым. Современные родители считают, что количество кружков должно полностью покрывать свободное время их чада. Такой подход является прямой дорогой к нервным срывам и проблемам с психикой.
  • До трех лет ребенку нужно показывать, как играть. В дальнейшем он должен сам научиться проводить время с интересом без вмешательства посторонних. Запомните! У каждого малыша должно быть свое место для игр, где он сможет заниматься, чем хочет и сколько хочет.
  • После трех лет наступает потребность в социализации. Поэтому, если вы не водите ребенка в детский сад, подыщите интересный кружок.
  • Подготовка к школе с раннего возраста вряд ли даст вашему малышу преимущество в первых классах. К сожалению, дети, прошедшие курс обучения по методикам раннего развития практически сразу теряют интерес к обучению. Ведь они опережают сверстников во нескольким пунктам. Однако, как мы уже видели, полученные знания скорее поверхностные. Если же ребенку не будет интересно учиться в начальной школе, он не станет этого делать и в старшей.
К прочтению:  Игра в жизни ребенка – основа гармоничного развития

В любом занятии должна быть мера. Развивать ребенка необходимо, но делать это нужно с умом и пониманием его возможностей и потребностей. Например, изучение букв с рождения ничего не даст, кроме лищней информации. Почему? Потому что понятия «буквы» и «цифры» , абстрактные. А малыши готовы только к изучению окружающего мира. То есть, им необходимы прикладные знания о простых вещах, которые можно потрогать и попробовать на вкус.

Хотите поместить в маленькую головку бесполезные на этом этапе изображения цифр и букв? Пожалуйста. Но для чего?

Кто-то говорит, что трехлетнего ребенка можно научить читать. Можно. Но снова возникает проблема понятийно-смыслового пробела. Что лучше сделать, если вы хотите вырастить грамотного человека? (Известно, что читающие люди, легче учатся правильно писать). Читайте своему ребенку сказки на ночь. Читайте днем, вечером, читайте сами. Рано или поздно он заинтересуется книгами. А понятие «буква» и «слово» уже будет отпечатано в мозгу за счет практического примера. Ведь пока вы читаете, малыш заглядывает на страницы.

Нормы развития детей дошкольного возраста

Когда оптимально начинать занятия с малышом? Для каждого возраста есть свои нормы развития:

  • 6 месяцев – самое время для чтения книжек с цветными картинками. В этом возрасте нужны игрушки с разными фактурами, звучанием и цветом. Это время активного познания окружающего мира,
  • 1 год – пора активно разговаривать с ребенком. Он начинает изучать речь,
  • 2 года – формирование устной речи. Нужно знакомить ребенка с другими детьми,
  • 3 года – работа над произношением, расширение словарного запаса. Наступила пора групповых занятий. Это может быть творчество, физические упражнения, развивающие курсы для детей,
  • 4 года – оптимальный возраст для изучения иностранных языков (буквы и слова). Нужны упражнения на развитие мелкой моторики – конструкторы, мозаики.
  • 5 лет – начало обучения чтению и самостоятельности. Играйте в ролевые игры – обуть, одеть куклу, собрать игрушки и так далее.
  • 6 лет – занятия арифметикой, иностранными языками, посещение спортивных секций. Специалисты рекомендуют посещать подготовительные курсы при школах.

Самое важное! С ребенком нужно разговаривать. Ребенку нужно обязательно читать! 

Дорогие друзья, если у вас есть вопросы или интересующие вас темы, прошу вас оставить комментарий под статьей. Ваше мнение очень важно!

Всем добра и счастливых детей!

Оцените статью
Сайт о здоровье человека, здоровое питание, народные рецепты, красота и здоровье, новости медицины