Социализация детей дошкольного возраста: нужно или нет? Когда начинать, и как помочь?

Социализация детей дошкольного возраста: нужно или нет? Когда начинать, и как помочь?

Сегодня многие родители стремятся загрузить детей по полной чуть ли не с пеленок. Причем мотивацией служит как раннее развитие, так и ранняя социализация. Не знаю, в какой момент мы решили, что лишить ребенка детства – хорошо. Но ранняя социализация как и раннее развитие могут быть опасны для неподготовленных малышей. О вреде и пользе развивающих программ я уже писала. Поговорим о социальной составляющей.

Когда ребенку нужна социализация в группе?

  • Первая ступень социализации малышей – общение в семье. Здесь они получают основные навыки взаимодействия и впоследствии копируют поведение родителей в новой среде. Поэтому следует уделять внимание традициям общения.
  • К году малыши начинают интересоваться другими детьми. Тем не менее, основным «инструментом» и проводником в социуме для них остается мама.
  • К двум годам дети готовы к общению со сверстниками. Родительская среда уже не может полностью дать им необходимое в социальном плане.
  • К четырем годам дети созревают для посещения сада.

Помните! Ни один малыш до 3-4 лет не нуждается в коллективном общении в группах по 30 человек!

Курсы раннего развития и разнообразные кружки ребенку необходимы только в случае, если он живо интересуется общением со сверстниками, или мама не может организовать для него полноценные занятия дома. По собственной прихоти отправлять малыша до трех лет в детский сад не нужно. Ему от этого точно не станет лучше.

Чем грозит детям ранняя социализация?

  • Знакомство с другими людьми и, тем более, детьми может быть весьма неприятным. Малыши – самые уязвимые на детских площадках. У них легко отобрать игрушки, толкнуть или обидеть. Мама всегда должна быть рядом. Но и это не гарантирует, что стрессовых ситуаций не будет. Поэтому до года родителям лучше гулять с малышом без компании.
  • Навязанное общение может привести к неврозам и последующему нежеланию в принципе находить контакт с окружающими.
  • Тревожным, стеснительным детям не стоит находиться в больших группах до момента, когда они сами смогут постоять за себя.
  • Ранний отрыв от мамы (до трех лет) может пошатнуть уверенность ребенка в безопасности мира. Малыш может стать трусливым, застенчивым или замкнутым.

    Социализация детей дошкольного возраста: нужно или нет? Когда начинать, и как помочь?

Если вы дошли до возраста социализации: как помочь ребенку?

Детская площадка – минное поле. Здесь собираются самые разные дети и родители. В большинстве своем, надо признать, это невоспитанные дети таких же невоспитанных мам. Взрослым приходится следить за игрушками и поведением чужих отпрысков, за безопасностью своего чада и его психологическим комфортом.

Когда вы находитесь на детской площадке:

  • нельзя заставлять своего ребенка делиться игрушками, если он не хочет,
  • нельзя позволять отбирать игрушки у других детей,
  • нужно всегда объяснять ребенку, как правильно себя вести. Причем делать это нужно мягко, но настойчиво. При этом эмоциональную сторону вопроса малыши понимают лучше, чем этическую. То есть, маме нужно сказать «Это не твоя игрушка. Девочке/мальчику обидно, что ты ее берешь. Нужно спросить разрешения» и так далее,
  • если ваш ребенок попал в противоположную ситуацию, скажите ему, что он имеет полное право забрать свои игрушки.

Чего делать не надо:

  • бросаться на помощь при первом же конфликте. Если вы прорабатываете правила поведения, ребенок сам сможет найти выход из ситуации. Например, если у вашего малыша отняли его любимую машинку, не бегите как фурия отнимать ее назад. Наблюдайте. Возможно, после небольшого раздумья ребенок просто скажет «Это мое, отдай». И ситуация решится. Конфликты полезны для детей. Так они учатся находить решения в сложных жизненных ситуациях, получают уверенность в своих силах,
  • не обвиняйте других детей. Они тоже учатся вести себя в социуме. Поэтому нужно снова с описанием эмоций рассказать своему ребенку, почему они так себя ведут. Если ситуация неразрешима, а так часто бывает, ведь современные мамы редко умеют воспитывать или запрещать – выбирайте другое место для прогулок. Дома обсудите с ребенком неприятную ситуацию. Попробуйте вместе найти из нее выход. Пусть малыш скажет, как бы он поступил в следующий раз, а вы можете дополнить его решение,
  • не стремитесь угодить всем. Если ваш ребенок хочет играть один, пусть играет. Если он не делится, пусть не делится. Если он хочет уйти и забрать свои вещи у других детей, делайте это немедленно.

Все впечатления обсудите дома. Возможно, вам покажется, что малыш провел время плохо, потому что провозился два часа в песочнице, не разговаривая с другими детьми. А он может быть счастлив от такого времяпрепровождения.

Внимание! Учитывайте эмоциональность и особенности своего ребенка! Экстравертам социализация может понадобиться раньше. Например, в два года. А интровертам может быть комфортно только с мамой до пяти лет. Не насилуйте ребенка! Это не исправляется по вашему желанию.

Дорогие друзья, если у вас есть вопросы или интересующие вас темы, прошу вас оставить комментарий под статьей. Ваше мнение очень важно!

Всем добра и счастливых детей!